К 100-летию Комсомола: БКД – школа товарищества

Комсомольское движение в Татарстане невозможно представить без БКД – Боевой Комсомольской Дружины. Уроки мужества в Боевой Комсомольской Дружине прошли более 9 тысяч членов ВЛКСМ, на их плечи легла ответственность за профилактику правонарушений на стройке, в общежитиях, в общественных местах. В Камгэсэнергострое тоже были свои отряды БКД. 

 Уже давно построены город Набережные Челны и автогигант, многое изменилось в обществе, а дело тех парней и девчат продолжает жить. Получив бесценный опыт в школе БКД, каждый из них нашел свою дорогу в жизни, состоялся как профессионал. Однако, дружба бойцов Дружины с годами стала только крепче и они еще сильнее любят наш город, передавая свой опыт молодым. Спустя годы, они с ностальгией вспоминали в редакции газеты «Камские зори» все то лучшее, что дала им Боевая Комсомольская Дружина в молодости – это была их жизнь…

Движение БКД возникло в шестидесятые годы в Казани на базе Казанского авиационного института. Когда в городе на Каме началась Всесоюзная ударная комсомольская стройка, первый секретарь горкома партии Раис Киямович Беляев принял решение перенести движение БКД в строящийся город. И в январе 1970 года опытные члены БКД Казани, студенты КАИ Леонид Штейнберг и Александр Алман приехали в Набережные Челны с целью создания БКД. Если в столице республики членами БКД традиционно были студенты, то в Челнах ставка была сделана на рабочих парней и девушек.  Итак, днем рождения челнинской Боевой Комсомольской Дружины считается 10 января 1970 года, когда состоялось первое организационное собрание БКД. На собрании присутствовали 45 человек – в основном ребята из комсомольско-молодежной бригады Вазыха Мавликова.

Первыми руководителями челнинской БКД были избраны: командир отряда – первый секретарь ГК ВЛКСМ Валерий Кузьмин, комиссар – Вазых Мавликов, начальник штаба – Виктор Андреев.

 

Нина Петровна Романова-Чумакова – отряд БКД «Минмонтажспецстроя», делегат XVII Всесоюзного съезда ВЛКСМ. Работала связистом-электромонтером «Промсвязьмонтажа»:

 - В отряд БКД я пришла в августе 1970 года. Меня пригласил в дружину секретарь комсомольской организации «Промсвязьмонтажа» Иван Барков, сказав: «Сегодня у нас дежурство, можешь прийти, посмотреть…» Штаб БКД находился в доме 4-2 п. ГЭС. Помню, меня встретили с долей недоверия: девочка худенькая, небольшого роста… При разговоре со мной Виктор Андреев, Юрий Рябов и Юрий Завьялов пытались показать все стороны работы БКД, в том числе говорили о трудностях, но я осталась. Несколько девочек в отряде уже было, я стала пятой и с головой погрузилась в работу. В отряде мы дневали и ночевали. Несмотря на то, что БКД «Минмонтажспецстроя» была немногочисленной дружиной, она зарекомендовала себя как одна из самых боевых и сплоченных. Дружина стояла не только на охране общественного порядка, она помогала на производстве, вела работу с подростками. Я вместе с девчатами из отряда работала с «трудными» подростками. Наша спецгруппа была организована по инициативе Юлии Сергеевны Прониной.  Мы старались положительно влиять на «трудных» детей, помогать преодолевать им лень, эгоизм. Мы должны были быть хорошо осведомлены о жизни подростка, чутко и внимательно относиться к его проблемам, словом, принимать активное участие в его судьбе. А работали мы под руководством инспектора по делам несовершеннолетних Р. С. Фаркутдиновой, а также тесно сотрудничали с центральной детской комнатой милиции и ее инспекторами С. А. Трофименко, Н.А. Бобровской и З. Т. Орловой. За каждой из нас (а в отряде мы тесно работали с Галиной Яргуниной, Антониной Баровой, Валентиной Тришиной, Майей Фазлиевой, Антониной Глуховой, Шурочкой Пиминовой, Верочкой Горбуновой, Татьяной Бухтеевой) была закреплена определенная зона ответственности.  Мы выходили в рейды вместе с ребятами из нашего отряда и прочесывали подвалы, где прятались подростки, посещали неблагополучные семьи, зачастую готовили уроки вместе с «трудными» детьми. Нас было уже 27 человек. Каждый из нас, членов БКД, должен был быть психологом, ведь мы понимали, что подросток нередко оказывался в жестких рамках, которые были порождены объективностью взрослых, и активно сопротивлялся их требованиям.  Реакция протеста и выражалась в отклонениях в поведении ребят. Необходимо было третьему лицу вмешаться в контакт между родителем и подростком, и это был член БКД. Кроме работы с «трудными» подростками, отряд «Минмонтажспецстроя» шефствовал над школой-интернатом. Мы не только финансами помогали ребятам, но и вывозили их на субботники, соревнования, базы отдыха. И старания наши не были напрасными: помню, как ребята ждали нас, советовались с нами, слушались… Делали мы свою работу со всей ответственностью и бескорыстно, как и все бэкэдэшники. Отработав восемь-десять часов на своем рабочем месте, шли в отряд БКД, выходили на дежурство и охраняли общественный порядок.

Юрий Михайлович Забелин – командир оперативного комсомольского отряда при ГК ВЛКСМ. Работал водителем АТХ-8 Камгэсэнергостроя:

 - Я горжусь тем, что был членом Боевой Комсомольской Дружины. В 1971 году мне посчастливилось познакомиться с первым командиром БКД Набережных Челнов Леонидом Даниловичем Штейнбергом, а работал я тогда водителем автомашины «ЗИЛ-131» в АТХ-8 КамГЭСа. В свободное от работы время приходилось возить дежурных из отрядов БКД на различные акции, помогать им транспортом. Словом, до вступления в ряды БКД я уже знал, чем занимаются ребята Дружины, все это мне нравилось, а в 1972 году Л. Д. Штейнберг предложил мне работать водителем машины БКД – так я стал членом отряда БКД  Камгэсэнергострлоя 6-11. Через полгода я стал водителем машины отряда БКД   при горкоме комсомола, позднее меня выбрали комиссаром этого отряда, а затем и командиром. Не ошибусь, если скажу, что наш отряд был центром управления БКД города. Это была настоящая школа жизни. Мы ведь занимались не только сбором хулиганов и пьяниц, задачи наши были гораздо шире. Мы занимались, например, текущей работой при приеме на стройку комсомольцев, а их приезжало до ста человек в день. И всех нужно было накормить, устроить в общежитие, предоставить работу.

Запомнились рейды, ночные дежурства, работа автоинспекции. Появилась Комсомольская автоинспекция очень вовремя, поскольку работников ГАИ в городе было мало, а члены БКД своими силами задерживали немало нарушителей, даже больше, чем штатные автоинспекторы. Автоинспекция (руководил ею Валерий Кокуркин) помогала и в плане использования автотранспорта по назначению. У нас было пять машин с радиостанциями, проблесковыми маячками и надписями, и они создавали атмосферу надежности, дисциплины. Все знали, что нельзя нарушать порядок. Членов БКД уважали и боялись. Люди знали, что в дружине работают ребята, вызывающие уважение своей самоотверженностью: Владимир Зайцев, Александр Мальцев, Антонина и Надежда Крайсветновы, Александр Шувалов, Павел Скорняков, Юрий Рябов, Людмила и Галина Трифоновы, многие другие.

Случаев было много и каждый по-своему интересен. Помню, как мы плотину перекрывали, как тушили пожар в лесопосадке, как строили на ее территории летний кинотеатр, сажали деревья в парке между Сидоровкой и 7-м комплексом. Было трудно, но интересно. Это была наша молодость. Жили в доверии и дружбе, близко принимая к сердцу беду любого человека. И наша дружба с годами стала только крепче. 

Николай Степанович Тюрин – старший группы отряда БКД УМС Камгэсэнергостроя (работал механиком, прорабом, старшим механиком   СУМ-3 УМС, позднее ООО «Строй-Кран»):

Боевая Комсомольская Дружина дала мне все. Это была наша юность, у нас были хорошие учителя и надежные друзья, которые и сейчас не оставят в беде. Те годы дороги тем, что нам, молодым, доверяли очень ответственные поручения. По сути, нам были доверены судьбы наших ровесников. Мы не боялись отстаивать свою точку зрения, нас уважали, с нами считались.

Камгэсэнергостроевский отряд БКД был одним из самых многочисленных и активных. Нас очень поддерживал Евгений Никанорович Батенчук: помогал с транспортом, искренне радовался нашим победам, словом, был нашим наставником.  Его огромная заслуга в том, что дом 10-57 стал домом для работников УМС.

БКД совместно с милицией участвовала в различных операциях: мы проверяли магазины, рынки, столовые. Однажды, подогнав к мясокомбинату автобус, похожий на рейсовый, поймали целую группу несунов. Мы объявили: «контрольная проверка билетов» и тогда обнаружилось, что женщины были обмотаны вырезками мяса. Все они работали в «охране» мясокомбината. За задержание преступниц нам была объявлена благодарность. А как-то случайно нам удалось задержать убийцу, которого давно разыскивала милиция. Словом, всякое бывало, но в городе нас очень уважали и побаивались.

С удовольствием вспоминаю те годы и благодарен сегодня руководителю СУМ-3 А.Ш. Мухутдинову, секретарю комитета комсомола Н.А. Мещерякову и заместителю секретаря комитета комсомола УМС ПО «КамГЭС» А.Г. Попову, которые предложили мне вступить в БКД. Кто-то продолжил охранять город в рядах милиции (Галина Жарко, Варужан Тонаганян, Николай Куприян, Василий Соколов, Нина Газизова),  кто-то нашел себя в другой профессии. Жаль, что у молодежи сегодня нет такой дружбы.   Я благодарен своему штабу 6-11 Камгэсэнергостроя и друзьям, с которыми мы провели молодые годы, охраняя общественный порядок на стройке. Это лучшие наши годы! Честь и хвала супругам Баевым – Светлане и Владимиру, семье Корчагиных и многим другим, с которыми и сегодня мы поддерживаем дружеские отношения. Не могу не сказать сегодня и о камгэсэнергостроевцах, активных членах БКД: Ю.Титов, И.Фролова (Козырева), Н.Ляпина, М.Вахаев… 

Валерий Валентинович Гагарин – командир БКД Автозаводского района. Работал заместителем директора ОАО «РИАТ»:

Боевая Комсомольская Дружина стала для нас, без преувеличения,  школой патриотизма, мужества и школой жизни. Она помогла  нам обрести много верных друзей, определенный жизненный опыт, кого-то научила настойчивости, лидерским качествам. Члены БКД всегда отличались не обещаниями и пустыми разговорами, а реальными действиями. Я уверен, что БКД – одна из самых ярких страниц в истории Набережных Челнов. Здесь была создана мощная школа БКД, благодаря которой в городе на Каме сохранялся порядок. Тогда вообще многое держалось на плечах БКД. Как не вспомнить сегодня моих соратников по дружине: Сергея Лобанова, Александра Банникова, Владимира Михайлова, Леонида Ананьева, Валерия  Юнусова, Виталия Емельянова, Петра Леонова…

А познакомился  я с БКД в 1974 году, когда учился в Казанском авиационном институте. Именно КАИ стоял у истоков создания БКД и имел уже отработанную, выверенную схему со своей структурой и системой работы. Перенести движение БКД в строящийся город было необходимо, поскольку в то время сюда стекались люди из разных уголков Советского Союза, и важно было помочь навести порядок в Челнах. К тому же милиция была далеко немногочисленная и нуждалась в помощи. Если в Казани львиную долю БКД составляли студенты, то в Челнах – рабочие, которые после трудового дня выходили на дежурство охранять общественный порядок. И это были парни и девушки, которым было далеко не все равно, каким станет их молодой город. 

В марте 1982 года, по окончании института, я приехал в Набережные Челны и сразу активно включился в работу Боевой Комсомольской Дружины. Мы делали многое, чтобы привлечь в ряды дружины достойных молодых людей. Одной из традиций было проведение ежегодного «айдиновского набора» в память об Артеме Айдинове, погибшем от руки преступника; работали по принципу: «пришел сам – приведи товарища».  При этом отбор был довольно серьезным, существовал «кандидатский»  стаж – от трех до шести месяцев, в течение которого молодой человек должен был усвоить законодательный минимум и навыки по ведению документации, а также по  работе с задержанными.  А в ряды БКД он зачислялся только после аттестации, проводимой опытными членами дружины. Так что не так просто было попасть в БКД. Как правило, благодаря полученным знаниям и опыту, бойцы БКД зачастую были в профессиональном отношении более подготовленными, чем рядовые  работники  милиции.

Город рос, обустраивался, работа БКД тоже постепенно менялась, становилась еще масштабнее. Совместно с милицией БКД участвовала во многих совместных операциях, но основной упор делался на предупреждение правонарушений в микрорайонах города и работе с подростками. По-прежнему в зоне особого внимания находились места отдыха молодежи, базы отдыха, дискотеки.  Не оставались без внимания школы и технические училища. И все это в свободное от работы время, абсолютно безвозмездно – на благо нашего города.

Владимир Петрович Михайлов – боец БКД оперативно-комсомольского отряда «Минмонтажспецстроя», с 1976 по 1979 гг. – комиссар городского штаба БКД города:

  БКД «Минмонтажспецстроя» была, пожалуй, самой многонациональной и очень сплоченной командой. В ней царила особая атмосфера, ведь вся работа строилась на энтузиазме, желании оградить наш город от хулиганов и правонарушителей, и у нас если не все, то многое получалось. В отряде я обрел много настоящих друзей. Огромная заслуга в создании такой атмосферы принадлежала легенде челнинской БКД  Юлие Сергеевне Прониной. Она и сегодня является душой Боевой Комсомольской Дружины – женщина, которая училась в одной группе Казанского авиационного института с одним из первых членов БКД Казани Артемом Айдиновым, погибшим  от руки преступника  в момент несения патрульной службы.

С ростом города работа БКД становилась более специализированной. Появилась своя автоинспекция, дружины по работе с подростками, спецгруппы по работе с ОБХСС и уголовным розыском. Мы проводили целевые операции «Забота», «Вал», «Урожай», «Елка», появилось новое направление работы по охране иностранных специалистов на автогиганте в рамках организации внешних связей КАМАЗа. Частыми стали фестивали, семинары, слеты, съезды комсомольцев. Стала регулярно работать школа БКД, два раза в год проводилось обучение актива. Боевая Комсомольская Дружина для нас была не только работой после трудового дня, но и отдыхом. Увлекательными были наши летние и зимние спартакиады, игры в баскетбол и футбол, всевозможные турниры, песни у костра. Не было ни одного массового мероприятия в городе, ни одного рейда милиции, ни одного мероприятия по линии МВД, в том числе в Елабуге, Мензелинске, Нижнекамске, где бы мы не принимали участие. Частыми стали слеты, спартакиады, так называемые выездные школы, Дни памяти Артема Айдинова. Кстати, во многих семьях дружинников тогда рождались Артемы. Не все члены БКД знали Айдинова лично, но все хотели, чтобы их сыновья были похожи на него отношением к жизни. Артем Едиханов, Артем Сикорский, Артем Кончаров, Артем Лобанов, Артем Рябов… Они продлили жизнь Артему Айдинову.

24.08.2018