К 40-летию перекрытия Камы

40 лет на­зад, в октябрьские и первые ноябрьские дни 1978 го­да, ты­ся­чи чел­нин­цев ста­ли сви­де­те­ля­ми вол­ну­ю­ще­го со­бы­тия – пе­рек­ры­тия Ка­мы в ра­йо­не Ниж­не­камс­кой ГЭС. Со­бы­тия, к ко­то­ро­му гид­рост­ро­и­те­ли го­то­ви­лись мно­го лет. 

 Од­ним из участ­ни­ков пе­рек­ры­тия был про­раб «Гид­ро­ме­ха­ни­за­ции» Рау­дат Гумеров, вс­пом­нив­ший важ­ные мо­мен­ты то­го не­за­бы­ва­е­мо­го со­бы­тия. Он при­е­хал в Чел­ны в 1970 го­ду пос­ле окон­ча­ния ме­ха­ни­чес­ко­го фа­куль­те­та Мос­ковс­ко­го неф­тя­но­го инс­ти­ту­та и ра­бо­ты в го­ро­де Са­ла­ват.

На обо­их бе­ре­гах Ка­мы бы­ли сде­ла­ны боль­шие за­па­сы кам­ня, под­го­тов­ле­ны ме­ха­низ­мы, вы­пол­не­ны не­об­хо­ди­мые рас­че­ты, вс­по­ми­на­ет он. – От на­ше­го кол­лек­ти­ва Гид­ро­ме­ха­ни­за­ции за­ня­ли свои мес­та во­семь мощ­ных земс­на­ря­дов, ука­зан­ных шта­бом пе­рек­ры­тия Ка­мы. И вот вто­рое но­яб­ря 1978 го­да, 10 ча­сов ут­ра… Мне за­пом­ни­лась ко­лон­на «Бе­лА­Зов», «К­рА­Зов», «КА­МА­Зов» на ка­мен­ных на­сып­ных бан­ке­тах, ук­ра­шен­ная ло­зун­га­ми ти­па «С­ла­ва по­ко­ри­те­лям Ка­мы!».

Кол­ле­ги Рау­да­та Гим­ра­но­ви­ча и оче­вид­цы то­го важ­но­го со­бы­тия вс­по­ми­на­ют так­же крас­ную ра­ке­ту, вз­ле­тев­шую с празд­нич­но ук­ра­шен­но­го ка­те­ра и став­шую сиг­на­лом к на­ча­лу пе­рек­ры­тия. Пос­ле это­го про­ран меж­ду дву­мя бан­ке­та­ми су­зил­ся до нес­коль­ких мет­ров. «Э­то нуж­но бы­ло ви­деть, как мощ­ные буль­до­зе­ры дви­ну­лись впе­ред, стал­ки­вая в камс­кую во­ду ка­мен­ные глы­бы. Один за дру­гим сб­ра­сы­ва­ли свой груз и са­мос­ва­лы. Еще нес­коль­ко ми­нут – и бан­ке­ты сомк­ну­лись: Ка­ма бы­ла пе­рек­ры­та! про­дол­жа­ет свои вос­по­ми­на­ния Рау­дат Гу­ме­ров. – Все бы­ло хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ва­но, поэ­то­му пе­рек­ры­тие Ка­мы прош­ло без экс­цес­сов. И боль­шая зас­лу­га в этом, на мой взг­ляд, соз­дан­но­го шта­ба по пе­рек­ры­тию ре­ки во гла­ве с глав­ным ин­же­не­ром ПО «Камгэсэ­нер­гост­рой» Вла­ди­ми­ром Аль­фи­шем. Позд­нее нам со­об­щи­ли, что госп­ри­е­моч­ная ко­мис­сия да­ла вы­со­кую оцен­ку пе­рек­ры­тию Ка­мы в ст­во­ре Ниж­не­камс­ко­го гид­роуз­ла».

Он вс­по­ми­на­ет, как от вол­не­ния чел­нин­цы и ела­бу­жа­не не мог­ли сдер­жать слез, об­ни­ма­ясь на сомк­нув­ших­ся бе­ре­гах Ка­мы. Та­ким же тро­га­тель­ным и иск­рен­ним бы­ло выс­туп­ле­ние пер­во­го сек­ре­та­ря На­бе­реж­но­чел­нинс­ко­го гор­ко­ма КПСС Р. К. Бе­ля­е­ва, а за­тем и пер­во­го сек­ре­та­ря Ела­бужс­ко­го гор­ко­ма С. Г. Габ­дул­ли­на, вру­чив­ше­го гид­рост­ро­и­те­лям па­мят­ную пли­ту с вы­би­той да­той пе­рек­ры­тия Ка­мы.

Позд­рав­ле­ния ру­ко­водст­ва ст­рой­ки зву­ча­ли в ад­рес тех участ­ни­ков ст­ро­и­тельст­ва гид­роуз­ла, ко­то­рые доб­лест­ным тру­дом за­во­е­ва­ли по­чет­ное пра­во участ­во­вать в пе­рек­ры­тии Ка­мы. На свое­об­раз­ную три­бу­ну под­ни­ма­лись бри­га­ды ав­то­мо­би­лис­тов ка­ва­ле­ра ор­де­нов Ле­ни­на и Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни Х. Ах­ма­ди­ши­на, бри­га­да во­ди­те­лей Н. Усо­ва из АТХ-1 ПУ­АТ, а так­же ав­то­мо­би­лис­ты АТХ-5 С. Кря­ку­шин и П. Дуб­ровс­кий, знат­ные ме­ха­ни­за­то­ры из бри­гад Г. Ха­фи­зо­ва, Я. Шве­ца и Н. Ва­сю­ты, гид­рост­ро­и­те­ли Г. Кол­то­чи­хин, А. Да­вы­дов, Р. Фат­хут­ди­нов, З. Юну­сов, а так­же эки­па­жи земс­на­ря­дов В. Паль­чевс­ко­го и К. Тру­хи­на из «Гид­ро­ме­ха­ни­за­ци­и», руководитель этого предприятия П. Фролов, главный инженер «Гидромеханизации» А. Галиуллин, главный энергетик А. Клементьев и мно­гие дру­гие участ­ни­ки пе­рек­ры­тия. Их име­на на­веч­но впи­са­ны в ле­то­пись «зо­ло­то­го фон­да» Камгэсэ­нер­гост­роя.

...А по­ток ма­шин по све­жей на­сы­пи в этот вол­ну­ю­щий но­ябрьс­кий день все не за­ти­хал. С двух сто­рон, от под­но­жия вы­со­кой грун­то­вой на­сы­пи пло­ти­ны гу­се­нич­ные кра­ны даль­ше и даль­ше выд­ви­га­ли тру­бы от ра­бо­та­ю­щих земс­на­ря­дов «Гид­ро­ме­ха­ни­за­ци­и». И пос­те­пен­но тес­ни­ла во­ду об­ра­зу­ю­ща­я­ся на гла­зах от­мель от на­мы­то­го пес­ка. Она все рос­ла и рос­ла,  по­ка не дос­тиг­ла вы­со­ты грун­то­вой пло­ти­ны. Ук­ро­щен­ной Ка­ме ос­та­вал­ся один путь – ск­возь те­ло пло­ти­ны. И это бы­ла боль­шая по­бе­да мно­го­ты­сяч­но­го кол­лек­ти­ва гид­рост­ро­и­те­лей Камгэсэ­нер­гост­роя. Бла­го­да­ря мас­терст­ву и во­ле ст­ро­и­те­лей, по­мо­щи всей рес­пуб­ли­ки уда­лось осу­щест­вить пе­рек­ры­тие глав­но­го при­то­ка Вол­ги в на­ме­чен­ные сро­ки и обуз­дать ст­ре­ми­тель­ный бег ре­ки. 

24.10.2018